Афера по-английски / TRESSPASS AGAINST US
2016, Адам Смит
Старший сын и гордость местного криминального авторитета может уйти от любой погони,
но решает оставить мир криминала позади, чтобы дать своим детям надежду на светлое будущее.
Но от отца так просто не уйти.
После того, как Саша заставил меня пересмотреть всего Гая Ричи,
у меня, под действием, видимо, стокгольмского синдрома,
открылась неизведанная ранее чакра безграничной любви к криминальному британскому кино.
Вся эта романтика британской глубинки в руках грамотного автора - настоящая эстетика отвратительного,
до боли близкая и знакомая, отдающая попеременно то лихими девяностыми, то прокуренными двадцатыми.
Главный герой фильма - семьянин до мозга костей, отличный отец и вообще хороший человек.
Но, как это часто бывает, к тому же отпетый вор, бандит, вандал и вообще пропащая душа.
Его внутренний конфликт горит настолько ярко, что затмевает собой даже внешний (спасибо Фассбендеру).
Колби, отец протагониста, раздав своим детям безапеляционную свободу -
ругаться матом, не ходить в школу, воровать и т.д. - запер их в клетке похлеще тюремной.
Полиция не сможет сделать ничего, не имея улик,
а Колби от кровавой расправы останавливает лишь нежелание оторвать зад от кресла.
"Я бы должен убить тебя и за меньшее," - предварительно прописав лещей,
говорит он своему любимому сыну, прознав, что тот собирался съехать.
Кажущиеся себе свободными, все Катлеры - рабы Колби,
отрезанные от любых возможностей выжить, не подкармливая его.
Протагонист, пытаясь вырваться из порочного круга выживания ради содержания паразита,
в конце неизменно погибает (в данном случае не буквально).
Чед (герой Фассбендера) до конца верит, что сможет договориться с отцом,
сможет переубедить его, заставить его понять - но в ответ получает лишь упреки и насмешки.
Он разрывается на части, пытаясь сделать так, чтобы никто не пострадал,
но в итоге выход оказывается так очевиден, что становится страшно:
единственный способ угодить всем - самоизолироваться в конец,
остаться в вакууме, но поступить по совести.
концовка, на первый взгляд кажущаяся надуманной и вычурной,
но вызывающая мурашки каждый раз при повторном анализе
"Поступать по совести" для героев - понятие довольно расплывчатое,
да и совесть у них совсем другая, нежели у нас, простых смертных снобов.
Но во главе - понятия чести и личной ответственности,
и именно это (как, впрочем, и всегда в криминале и классических вестернах)
заставляет сопереживать и душевно родниться с персонажами.
Да, порой они делают и говорят грязные и мерзкие вещи,
но каждый из них - личность, каждый имеет свои стремления и мечты.
К слову, для фестивального кино (а все это было дя Торонто) уровень не дотягивает.
Все же Адам Смит - в первую очередь режисер ТВ-сериалов (Скинс, Крошка Доррит, где-то там Доктор Кто):
это очень сильно чувствуется и в неоправданной псевдодокументальной shakecam,
и в общей затянутости визуального повествования,
характерной для ТВ (искусственное увеличение хронометража, нагнетание драмы),
но совершенно непозволительной для "большого" кино.
В общем:
Стоит смотреть, если: хочется узнать, попрактиковать и закрепить британский гопнический жаргон
и выражения типа gel on и get lalled.
Не стоит смотреть, если: у вас тонкая душевная организация и полтора часа душевных терзаний
безграмотного гопника вызывают только рвотные позывы еще при упоминании. Даже если это Фассбендер